Консультации по недвижимости
+7(903)649-38-58

Экономика и налогообложение

Преимущества: туризм дает 20 % ВВП. Промышленность и сфера услуг для соседних восточных стран. Член ЕС.

Слабые стороны: требование более строгого контроля и действий против утечек капиталов и налогов. Ограниченная либерализация. В Северный Кипр не поступают иностранные инвестиции.

На экономику Кипра сильно влияет раздел острова на греческий сектор (Республика Кипр) и турецкий (самопровозглашённая Турецкая Республика Северного Кипра).

Экономика греческого сектора процветает, однако сильно зависит от внешних рисков. Коэффициенты прироста в 1990-х годах отражают зависимость острова от колебаний количества туристов, и изменений экономических условий в Западной Европе. В январе 2008 остров вошел в Еврозону, и его монетарная политика будет диктоваться Европейским центральным банком.

Турецкий сектор представляет одну пятую населения и одну седьмую ВНП, по сравнению с греческой частью острова. В связи с тем, что он признан только Турцией, Северный Кипр испытывает трудности с международным финансированием, и иностранные фирмы обычно избегают инвестиций в него. Половина рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на государственной и военной службе. В обороте северной части острова находится турецкая лира. Турция также предоставляет прямую и косвенную помощь туризму, образованию, промышленности и др.

В обоих секторах существует проблема обеспечения водой, планируется строительство опреснительных станций.

См. также статью Финансовый кризис в Республике Кипр (2012—2013).

Прошлое и настоящее: Оффшорный сектор и самые низкие налоги в ЕС.

Действовавший с 1 января 1977 года оффшорный режим для компаний международного бизнеса (International Business Companies) прекратился с 1 мая 2004 года (с момента вступления Республики Кипр в ЕС). Оффшорный режим Кипра предполагал применение ставки корпорационного налога 4,25 % для компаний, которые не вели деятельности на территории Республики. В настоящее время компании международного бизнеса не существуют (они либо были ликвидированы, либо были перерегистрированы в течение 2004—2005 годов). Законом «О подоходном налоге» 2002 года для всех видов компаний предусмотрена общая ставка корпорационного налога в размере 10 % (она является самой низкой из стран Европейского союза). Предусмотрено существование резидентных и нерезидентных компаний.

Налоговым резидентом Кипра признается компания, руководство которой находится на Кипре, а также эффективное управление которой происходит на Кипре (достаточно, чтобы большое количество директоров, например 2 из 3 являлись налоговыми резидентами Кипра, а лучше и гражданами, а также, чтобы все встречи совета директоров и принятия решений по сделкам и др. принимались на Кипре). Налоговым резидентом — физическим лицом признаётся лицо, находящееся на Кипре более 183 дней. Важно отметить, что между Российской Федерацией и Республикой Кипр в 1998 году подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения, в которое были внесены существенные изменения Протоколом от 7 октября 2010 года.

Кипр является одной из самых популярных холдинговых юрисдикций и юрисдикций, применяемых в международном налоговом планировании. Помимо самой низкой ставки корпоративного налога в ЕС, от уплаты налога освобождаются доходы от продажи ценных бумаг, проценты и получаемые дивиденды. Не взимается налог у источника на выплачиваемые за рубеж проценты, дивиденды и роялти. Кипр имеет широчайшую сеть договоров об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией и иными странами СНГ.

Создание, функционирование и ликвидация компаний регулируется Законом Республики Кипр «О компаниях» (The Companies Law, Cap. 113). Основным мотивом покупки компании, зарегистрированной в Республике Кипр является то, что согласно п. 22 ст. 8 «Освобождения» Закона Республики Кипр от 15.07.2002 № 118(I)/2002 «О подоходном налоге» доходы от реализации ценных бумаг[2] освобождаются от налогообложения. Под ценными бумагами в Республике Кипр понимаются акции, облигации, государственные облигации или доли участников компаний или иных юридических лиц, учреждённых как на Кипре, так и в любой иной юрисдикции (векселя к ним не относятся).

В декабре 2008 года служба госдоходов Республики Кипр выпустили информационное письмо от 17.12.2008 года № 2008/13, содержащее расширенный перечень «ценных бумаг» для целей налогообложения дохода юрлиц. Данное разъяснение вступает в силу с момента издания письма.

В соответствии с приведённым перечнем к ценным бумагам могут быть отнесены:

  • обыкновенные акции, доли учредителей и привилегированные акции;
  • облигации, долговые обязательства и права требования по облигациям и долговым обязательствам;
  • опционы по ценным бумагам;
  • короткие опционные позиции, фьючерсы, форварды и свопы по ценным бумагам;
  • депозитарные расписки по ценным бумагам;
  • производные ценные бумаги, привязанные к различным индексам;
  • договоры РЕПО по ценным бумагам;
  • доли в капитале компаний, не имеющих акций (доли в капитале российских ООО);
  • паи в открытых или закрытых инвестиционных фондах, учреждённых, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в соответствии с положениями законодательства той страны, в которой они созданы.

На Кипре возможно создание компаний следующих видов:

  • частная компания с ограниченной ответственностью (может быть освобождённой «exempted»)
  • публичная компания с ограниченной ответственностью

Чаще всего кипрские компании используются как холдинги, финансовые компании группы, инвестиционные компании, международные торговые компании, лизинговые компании, компании в схемах с роялти.

Кроме того, для кипрских резидентных компаний (которые платят налоги на Кипре) доступно применение налоговых директив ЕС, которые предоставляют различные льготы. См. подробно Налоговое право ЕС.

Объём накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и ещё в большей части через Кипр, к 2008 г. составил более 40 миллиардов долларов США (из общего объёма примерно в 200 миллиардов). Кипр устойчиво находится в тройке лидеров по уровню капиталовложений в российскую экономику. Это напрямую связано с льготным налогообложением на Кипре.

С 2008 года в России применяется льготное налогообложение дивидендов, если их получателями являются российские организации, имеющие дочерние компании с их стратегическим участием, находящиеся как за рубежом, так и в России. Министерство финансов РФ утвердило перечень государств, по отношению к которым эти нормы не применяются. К числу таких стран относился и Кипр. Кипрские власти называли этот список «чёрным» и считали его серьёзной проблемой. Минфином России и Минфином Кипра велись переговоры на предмет исключения Кипра из списка. Россия увязывала решение этого вопроса с заключением протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения от 05.12.1998 (16.04.2009 Протокол парафирован в окончательном виде). Также Кипр будет должен быть более лоялен к России в отношении предоставления информации.

31 октября 2012 года «Российская газета» (№ 251) от 31.10.2012 г. опубликовала приказ Минфина России от 21 августа 2012 № 115н, зарегистрированный 25.10.2012 года в Минюсте России, согласно которому Республика Кипр исключается с 01.01.2013 из списка офшоров, утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н. Новость с Российского налогового портала об исключении Кипра из российского списка офшоров

В декабре 2008 г. правительство Украины предложило Верховной Раде денонсироватьдействующее до настоящего времени в отношении Украины Соглашение об избежании двойного налогообложения между СССР и Кипром, однако Верховная Рада отклонила это предложение. По информации Министерства финансов Украины, в 2007 г. с Украины на Кипр было перечислено в виде доходов 4 млрд 817 млн 530 тыс. гривен. При этом потери государственного бюджета Украины от применения положений советско-кипрского соглашения об избежании двойного налогообложения составляли 722 млн 630 тыс. гривен.

8 ноября 2012 года Украина и Республика Кипр подписали Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы, заменившею Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Данная конвенция разрешает Украине взимать налоги с предприятий, зарегистрированных на Кипре, согласно украинскому законодательству — таким образом Украина отказалась от 30-летней практики предоставления налоговых льгот компаниям, зарегистрированным в данном государстве.

Приказом Минфина РФ от 21 августа 2012 г. N 115н «О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н», страна была исключена из списка официальных оффшорных зон для российкого бизнеса. Изменения в данный список были внесены 25 октября 2012 г./. Новая норма начнёт действовать с 1 января 2013 г.

Соблюдение требований ОЭСР к налоговой прозрачности и обмену информацией

В августе 2008 года Законом 72(I) были внесены изменения в Закон (Cap 4 of 1978) «Об исчислении и сборе налога», предусматривающие выдачу налоговой информации в соответствии со ст. 26 Модельной конвенции ОЭСР «Об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал».

Изменения позволяют обойти для налоговых целей законодательные положения о запрете разглашения информации, включая положения о банковской тайне и обязанности по неразглашению информации, полученной в ходе осуществления профессиональной деятельности, в которую входят нормы об обязанности сохранения конфиденциальности информации, полученной от клиента, и защиты данных. Вместе с этим, право на юридическую профессиональную привилегию (адвокатская тайна) сохранено, и, таким образом, любая информация, предоставляемая клиентом во время обсуждений своему юристу, не может быть раскрыта любым третьим лицам.

Ключевыми положениями внесенных изменений являются:

  • Налоговые органы Кипра могут не предоставлять информацию, когда отсутствует обоюдная взаимность (законодательных положений по реализации договоренности) между Кипром и другим Договаривающимся государством в отношении информации, подлежащей обмену. Таким образом, запрашивающее государство обязано иметь аналогичные положения и/или административные полномочия для осуществления обмена информацией по запросу налоговых органов Кипра.
  • Налоговые органы Кипра могут осуществлять свои полномочия по сбору запрашиваемой информации только после получения письменного согласия от Генерального прокурора Кипра.
  • Налоговые органы Кипра могут запрашивать информацию в отношении любых лиц, включая компании и товарищества (партнерства), которые были ликвидированы и исключены из Реестра (компаний).
  • Налоговые органы Кипра могут запрашивать любые книги, записи и иные документы, информацию или сведения, находящиеся во владении, под контролем, в распоряжении или относящимся к компетенции любого лица. Запрашивающее государство обязано предоставить налоговым органам Кипра следующую информацию:

— Информацию, идентифицирующую лицо, в отношении которого осуществляется расследование;

— Описание запрашиваемой информации, а также содержание и способ, в рамках которых запрашивающее государство желает получить информацию от налоговых органов Кипра;

— Причины и основания для предположений, что запрашиваемая информация имеется у налоговых органов Кипра, или может находиться во владении или под контролем лица, в отношении которого Кипр осуществляет юрисдикцию;

— Имя и адрес любого лица, которое может располагать запрашиваемой информацией, в пределах в которых она может быть доступна;

— Заявление о том, что предоставление информации предусмотрено законодательством и административными полномочиями запрашивающего государства, и когда запрашиваемая информация будет найдена и установлена в юрисдикции запрошенного государства, соответствующие органы смогут получить информация в соответствии со своим законодательством и обычными административными полномочиями;

— Заявление о том, что запрашивающее государство исчерпало все доступные для него меры в его юрисдикции для получения запрашиваемой информации, за исключением тех мер, осуществление которых могло бы наложить чрезмерное бремя.