Консультации по недвижимости
+7(903)649-38-58

Законодательство и судебная система

Правовая система Кипра в современном виде сложилась в период британского колониального господства на острове (1878—1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских. К моменту британской оккупации Кипра в 1878 г. на острове действовало османское право, которое к этому времени было почти полностью кодифицировано, причем большинство кодексов было заимствовано у Франции. Новое право, однако, ещё не успело укорениться к тому времени.

Приказом о судах справедливости Кипра 1882 г. было установлено, что в делах, где хотя бы один из ответчиков не являлся османским подданным, применяется английское право, а в других случаях — османское.

Османское право на Кипре включало 5 кодексов, постепенно заменённых английским колониальным законодательством. Османский УК был заменён в 1928 г. кипрским Уголовным кодексом, введенным приказом в Совете; османский Коммерческий кодекс — Законом о партнерствах 1928 г., Вексельным законом 1928 г. и Законом о банкротстве 1930 г. Османский Гражданский кодекс (Маджалла), представлявший собой кодификацию норм шариата, был также постепенно отменён и заменён рядом крупных актов. В 1930 г. был введен Закон о контрактах (The Contract Law, Cap. 149), представлявший собой весьма полную кодификацию английского договорного права. Этот акт был основан на индийском Законе о контрактах 1872 г. и Декрете о контрактах Занзибара 1917 г. Закон о гражданских правонарушениях 1933 г. представлял собой кодификацию английского деликтного права (в настоящее время Кипр является единственной страной в Британском Содружестве, где деликтное право кодифицировано). Оставшиеся статьи Маджаллы были заменены другим законодательством. Османский Земельный кодекс был заменён Законом о недвижимой собственности (держании, регистрации и оценке) 1945 г. Наконец, Морской кодекс действует до сих пор в части, не противоречащей Акту о торговом мореплавании 1894 г.

Помимо вышеуказанных кодексов в период британского господства были кодифицированы и некоторые другие отрасли права (например, уголовно-процессуальное, горное).

После получения независимости Кипром положения английской правовой системы были введены в действие Законом о суде справедливости (Courts of Justice Law) в 1960 г. Согласно терминологии этого Закона гражданским и уголовным судам предписано соблюдать положения английского общего права, «поскольку они не противоречат законам, действующим в настоящее время, или изменения в них не внесены Конституцией». В случаях, если отношения не урегулированы законами Кипра, суды острова должны обращаться к положениям общего права и права справедливости.

В независимом Кипре складывается собственное прецедентное право.

В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское — у турецкой).

На Кипре отсутствуют собственные юридические высшие учебные заведения. Греки-киприоты получают юридическое образование главным образом в Греции и Великобритании.

В момент создания независимого кипрского государства предполагалось, что судебная система должна будет отражать двухобщинный характер страны. Во главе высших судебных органов — Высшего конституционного суда и Верховного суда (они были объединены в январе 1964 г.) — должны были стоять нейтральные председатели, которые не принадлежали бы ни к одной из национальных общин, но обладали правом решающего голоса и должны были сохранять баланс между киприотами-греками и киприотами-турками — членами вышеуказанных судов.

Конституция 1960 г. предусматривала, что суд над киприотами-турками вершил только судья — турок, а над киприотами-греками судья — грек. В случае если в тяжбе участвовали киприоты-греки и киприоты-турки, дело рассматривалось смешанным судом. Были созданы общинные конторы адвокатов греков и турок, обладавшие законодательными и административными полномочиями относительно споров по вопросам образования, религии, культуры, спорта, кооперативов и кредитных обществ. После межобщинных столкновений 1963 г. смешанные суды прекратили своё существование. Верховный суд состоит из 13 членов, назначаемых Президентом Республики. Это высшая апелляционная инстанция в стране. Верховный суд назначает судей нижестоящих судов и решает все вопросы, связанные с их профессиональным продвижением, дисциплинарной ответственностью, увольнением и т. д.

Гражданские дела и незначительные преступления, влекущие наказания до 3 лет заключения или до 500 фунтов штрафа, рассматриваются в окружных судах (District Courts). В юрисдикцию судов ассизов (Assize Courts) входят более серьёзные дела. Апелляционной инстанцией по отношению к ним является Верховный суд Кипра. В Республике Кипр нет никаких судов, рассматривающих особые категории уголовных дел (например, связанных с государственной безопасностью). Однако есть специальные суды по рассмотрению некоторых неуголовных дел: Суд трудовых споров, Суд рентного контроля и Семейный суд. Эти суды осуществляют исключительную юрисдикцию в соответствующих вопросах, их решения могут быть обжалованы только с точки зрения права в Верховный суд. Генеральный атторней Республики Кипр (Генеральный прокурор) выступает в качестве главного юридического советника Президента Республики и Совета министров и одновременно является директором департамента публичных преследований.

В состав Верховного суда сепаратного государства — Турецкой республики Северного Кипра — входят председатель и 4 судьи. Он исполняет также функции конституционного суда, высшего административного суда и кассационного суда. Так же, как и в Республике Кипр, окружные суды в составе 1судьи рассматривают дела, наказуемые заключением на срок не более 3лет, суды ассизов в составе 3 судей рассматривают более серьёзные дела.

В 1991 г. в Республике Кипр учреждена должность Омбудсмана (уполномоченного по правам человека). Адвокатура организована в виде партнёрств, действующих на основании Закона о партнёрствах (повторяет одноименный английский Закон 1890 г.). По получении юридического образования кандидаты в адвокаты должны выдержать адвокатский экзамен, проводимый Правовым советом (Legal Board), и пройти годовую стажировку у адвоката, имеющего по меньшей мере пятилетний стаж. Адвокат с не менее чем 3-летним стажем вправе выступать в любом суде страны.